Найти на что похожа буква ц. Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям) "На что похожи буквы алфавита?". Профессии и их приборы и инструменты. Составление предложений

16.12.2023

Урок обучения грамоте. 1-й класс, образовательная система "Начальная школа XXI века". Тема: "Звук [ц] , обозначение их буквой Ц"

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации. Содержательные цели: познакомить с буквой Ц; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс; способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль). Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа; парная; индивидуальная. Средства обучения:

    у учителя –компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация;

    у учащихся – учебник “Букварь”, рабочая тетрадь “Я учусь писать и читать”, схемы, цветные карандаши.

* Задачи урока :

Предметные:

Формировать умение выделять изученные звуки, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные

Понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные : развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные : проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I . Организационный

Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно - значимом уровне.

Проверка готовности. Прозвенел и смолк звонок, Всех собрал нас на урок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Личностные УУД:

1)

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организация повторения. Игра «Расскажи».

Характеристика звуков на выбор обучающегося.

Например: н – непарный, звонкий, мягкий, н - непарный, звонкий, твёрдый, и т. д.). Карточки с буквами цветные.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

III. Постановка учебной задачи.

Цель.

Формулирование темы урока.

IV . «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с буквой Ц,ц.

V . Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении звуков [ц] [ц , ]

V I . Построение проекта выхода из затруднения.

1.Просмотр видео о Букве Ц (Приложение1) –Кто может назвать тему нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке?

- На что похожа буква Ц ?

Посмотрите друг на друга, произнесите звук, проследите, как работает речевой аппарат. Дайте характеристику звука.

Вот какая буква Ц
С коготочком на конце,
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.

2. Организует работу по слоговой таблице.

3. Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад.
Ищет в речке лягушат
.(цапля).

Желтенькое брюшко Воробья подружка (синица)

3. Составьте схему слова.

4. Чистоговорки. Доскажи словечко.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - птенец вылез из яйца.

Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо - умой свое лицо.

Цу-цу-цу - дай дневник отцу.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы - вырастают огурцы.

Эц-эц-эц - сказке конец.

5. Работа по учебнику. Чтение слов с. 138 в столбцах.

6. Страничка « В ГОСТЯХ У СЛОВА»

ЦУКАТ – сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или часть его (обычно цитрус или его кожура).

ЦИТРУС – плодовое дерево или кустарник с крупными сочными плодами, покрытыми толстой кожурой; плод такого дерева кустарника (апельсин, грейпфрут, лимон, мандарин)

7. Работа с текстом. Работа по учебнику.

I группа. Тексты- тренажеры. Квакша-кузнец.

Проверка прочитанного.

II группа. Самостоятельное чтение. «Цыпленок Цып». Г. Юдин.

Как называется рассказ? Рассмотрите картинки. Как выдумаете о чем рассказ?

8. Чтение по ролям.

I группа Составляет пары с. 140 учебника

Называют тему урока. Ставят цели урока.

Дети находят букву Ц,ц в кассе. Высказывают предположения.

Дают характеристику звука ц.

Дети читают слоги и дополняют их до слов.

Обучающие отгадывают загадку(загадка в таблице),.

составляют схему слова цапля,синица

Гласный или согласный.
(дают характеристику)

Обучающие сами придумывают чистоговорки

I группа читает, проводит самооценку, по таблице.

Группы работают в паре .

I группа. Читают, задание – ответы на вопросы.

II группа - читают, Составляют схематичный план прочитанного.

Взаимооценка.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в составлении схем слов.

9. Работа с информацией. 10. Дополнение слогов до целых слов.

ЦАрь

яйЦО

ЦУкаты

ЦИфра

огурЦЫ

Цена

ВЫВОД: Буква Ц обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.

Обращение к толковому словарю.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией .

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели.

Вот какая буква Ц!
Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц -
С коготками на конце.
Коготок-царапка -
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

Закончите чистоговорку.

На доске:

Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц - буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] - всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске - рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

Цветовод - специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод - это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

Шестое задание - "Доскажите словечко".

Все мои подружки -
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке - сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

  • познакомить учащихся с согласной буквой “Ц”,
  • продолжить знакомство с согласными звуками и их обозначение буквами;
  • формировать навык чтения слов с буквой “Ц”;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять в слове заданный звук в нужной позиции, давать ему характеристику, учить сравнивать его с другими звуками;
  • формировать умение составлять слова из заданных букв,
  • развивать речь учащихся.

Оборудование и материалы: таблицы с буквами для кроссворда, картинки с буквой “Ц” и с предметами, на что она похожа, замок с цепочкой, картинки-задания, листочки для составления словосочетаний, магнитные буквы, карточки со слогами для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

3. Знакомство со звуком и буквой “Ц, ц”

– Чтобы отправиться в путешествие по карте, мы должны открыть вот этот замочек. А для этого послушайте 1 задание: я прочитаю слова, а вам необходимо внимательно послушать их и назвать одинаковый звук во всех этих словах.

Полотенце, заяц, цыплёнок, цена, овца, цель.

Дети. Это звук [Ц].

Учитель: Верно, теперь откроем первое кольцо цепи.

– Произнесите звук [Ц] все вместе. Какой этот звук? Что о нём вы можете сказать? Давайте за ним понаблюдаем. (Он произносится с шумом, воздух встречает преграды, он не тянется и не поётся.)

– Значит, какой этот звук? (Согласный.)

– Верно. Мы откроем следующую цепь. Что ещё вы можете сказать об этом звуке? (Он глухой, не звучит и не звенит.)

– Верно, откроем третью цепочку. Что ещё вы можете сказать о нём, если услышите слова: цапля, цель? (Он твёрдый, в не зависимости от следующей за ним букве.)

– У него есть мягкая пара? (Нет.)

– Значит, что о нём мы скажем? (Он всегда твёрдый.)

– Верно. Откроем последнюю цепь.

– Итак, подведём итог: [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

– Какой буквой обозначается звук [ Ц ]? (Буквой “Цэ”.)

– На что похожа буква [Ц]? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.

4. Звуковая разминка

1. Повтори звуки.

– Но замочек мы не весь открыли. Нам необходимо провести звуковую зарядку.
– Как подзывают к себе цыплят? Цып, цып, цып, цып.
Как стучит копытом лошадка? Цок, цок, цок, цок.
Как жестом и звуком говорят, чтобы человек громко не разговаривал? Цыц, цыц, цыц.
Как стучат каблучками туфли и сапоги? Цок, цок, цок, цок.
Вот мы и открыли 1 часть замочка.

2. Чтение чистоговорки.

– А теперь мы потренируемся в чтении и произношении слов со звуком [Ц].
– Откройте “Учимся читать” на стр. 59. Прочитаем чистоговорку по строчкам. Теперь прочитаем её по рядам. Затем выразительно читают 2 ученика.
– Ну вот, замочек мы отк5рыли. Мы можем отправляться в путешествие. (Учитель открывает доску.)

5. Лесенка. Лексическое значение слов

– Наш путь проходит по городу под названием “Буква Ц”.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы [Ц].
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в середине,
Где – в конце.

6. Работа с загадкой

– Теперь пойдём по дорожке до следующей станции. А для этого мы должны отгадать загадку.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. Что это? (Огурец.)

– Что такое кадка, кадушка? (Бочка.)
– Перевернём дорожку и проверим. Верно, это огурец.

7. Игра “Живые слова”

Есть конец у строчки,
А в начале – точки.

– Мои слова рассыпались на слоги. Их надо собрать. Для этого соедините своё начало слова и конец, чтобы мы могли прочитать слова. Концом слов будут те дети, у кого карточки со слогами: ЦА , ЦО , ЦЫ . Итак, распределитесь на группы.

СКВОР
КОН
КУЗНЕ
ОГУР
МОЛОД
ДВОР
КОЛОД
НОЖНИ
ПТЕН
ЩИП
ТАН
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ОВ
КУРИ
ЕДИНИ
СИНИ
ЛУКОВИ
ГУСЕНИ
ГОРЧИ
ЛИСИ
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
КОЛЬ
КРЫЛЬ
ЯЙ
ЛИ
ЦО
ЦО
ЦО
ЦО

– И с этим заданием вы справились.

8. Физкультминутка

– “Окончания” слов будут показывать движения, а вы все будете за ними повторять.

10. Работа со сказкой “Цыплёнок Цып”

– Следующим нашим заданием будет – прочитать сказку как раз про этого цыплёнка. Откройте учебник “Учимся читать” на стр. 58. (Дети читают текст вслух по очереди.)
– Кто является главным героем сказки?
– Докажите, что это сказка.
– Кого встречал цыплёнок и с кем он беседовал? (С курицей, с цветком, с гусеницей, с цаплей.)
– Подчеркните слова с буквой [Ц]. Проверим, что вы подчеркнули.

11. Профессии и их приборы и инструменты. Составление предложений

– Чтобы пройти по дорожке, мы должны сделать правильный выбор. Перед вами картинки, на которых изображены люди разных профессий. Назовите их. Я вытащу из коробочки предмет и покажу вам. Вы в ответ должны сказать, людям какой профессии необходим данный предмет. И придумать предложение.

Врач – шприц, портной – ножницы, повар – яйцо, продавец – чек, учителю – циркуль.

Предмет, который останется в коробке, будет являться нашей дорожкой.

12. Составление пары слов (словосочетаний), с учётом характеристики героев

– Вспомните героев сегодняшней сказки про цыплёнка. Сейчас на листочках вам нужно составить правильные пары слов, которые рассказывали нам о героях сказки.

Молчаливый цветок, глупый цыплёнок, зелёная лягушка, любопытная гусеница, умная цапля.

13. Рассыпанное слово

– А чтобы узнать последнюю дорожку, мы должны вспомнить народное изречение…
У всего есть начало и … конец.
А теперь соберём рассыпанное слово и узнаем, что о нас думает буква “Ц”.

М О Л О Д Ц Ы!

14. Итог урока

– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Чему мы научились?
– Чем мы занимались на уроке?
– Что вам особенно понравилось?

Хотите весело учить буквы русского алфавита с ребенком? Предлагаю читать стихи про букву Ц для детей вместе с ним и весело, играя, выучить эту букву. Забавные загадки воскресят в памяти многие слова с буквой Ц, которые вы может быть и подзабыли. Короткие четверостишия на букву Ц помогут хорошо запомнить эту букву ребенку. Читаем, учим буквы на этом страничке.

Стихи на букву Ц для детей

Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
***
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
- Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка
***
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул -
Стал на Ц похожим стул
***
Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.
***
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале,
Где в середке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах Отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
***
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок
***
У буквы Ц купив билет,
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой.
Стоит он на седле.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна-акробат
Качается на стуле…
***
Не знает Цыплёнок в яйЦе,
Что пишется он с буквы Ц.
Учёные Цокают птиЦы:
«Он в Цирк, если так, не годится».
***
Ц – это Цирк, умней зверей
Нигде нам не найти.
Там клоуны смешат детей,
Сейчас бы в цирк пойти…

Стишки про букву Ц, четверостишья

Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

***
Цапля важная, носатая,
целый день стоит как статуя.

***
Цапля на одной ноге стоит,
Букву Ц повторяет и говорит,
Цапля, Цыплёнок, царевна, циклоп,
Букву Ц она знает и вам отдаёт.

Стихотворения о букве Ц для 1 класса

Целый день уроки Галя учила,
Оценку пять за букву Ц получила,
Всем букву Ц нам надо знать,
Чтоб пятёрки получать.

Цыпленок, цирк, цветок, царевна,
Везде есть буква Ц? Наверно.
Чтоб слова эти все прочитать,
Букву Ц всем надо знать.

***
Целый день царёва дочка
Водит цаплю на цепочке.
Цапля цапнула девицу:
«Не хочу с тобой водиться.
Я тебе не пёс цепной,
На цепи ходить с тобой».

Загадки на букву Ц

Буква табором кочует,
Лепестки сомкнув, ночует,
И, взъерошив желтый пух,
Ходит с мамой под лопух.

Ответ: буква Ц (цыгане, цветок, цыпленок)

В этой загадке нужно продолжить рифму, подставив нужную букву. Ее автор – А. Хребтюгов.

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква…

Скороговорки с буквой Ц

Со сцены цапля сцапала сценарий.

Зачерпнула цапля чашкой
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая.
Цапля-врач больных встречает.

Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице

Две разноцветные курицы бегают по улице

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Продолжаю знакомить вас с рубрикой, учим буквы и буква «Ц» .

Сегодня я приготовила практический материал для буквы «Ц», художественное слово, игры, кроссворды.

Буква «Ц»

Веселые стихи

Стул чинил сегодня мастер.Клеил он его и красил.Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

В. Степанов

Эта буковка-цеплялка

С хитрой, цепкой лапою.

– Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю.

Вот какая буква Ц :

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

А. Шибаев

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать!

Цапля – это не цыпленок

С мамой клушей на крыльце.

Цапля в зарослях зеленых

Встала важно буквой Ц .

Отдыхает цапля-птица –

Берегов речных царица.

В. Степанов

Цапля бродит по лугу:

Цыц, лягушки! Ни гу-гу.

* * *Не хочу один клевать я!Пусть скорей приходят братья!

– Где ж они? – Под старой липой!

– Как зовут их? – Ципа-ципа.

Г. Виеру

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц .

Есть слова, где Ц в начале,

Где – в средине, где – в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цветет у птичника цветок –

Цветет на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

– Цветок, ты кто? – Цыпленок!

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде ее птенцы;

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы;

В цех явились на работу

Молодые кузнецы –

В каждой строчке буква Ц ,

Словно камушек в кольце!..

Скороговорки

1. Бегают две курицы прямо на улице.

2. В цветнике цветут цветы.

3. Летит скворец: зиме конец.

4. Ученица-озорница получила единицу.

5. Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Чистоговорки

Пословицы и поговорки

Игры

Игра «Волшебная цепочка».

Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.

Ответ: цветок – красавец – цвет – танцор – рубец – царство – огурец – царевич – частица.

Игра «Вспомните сказки».

Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».

О т в е т: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.

Игра «Лесенка».

Игра «Слоговой аукцион».

Подберите слова, оканчивающиеся на —ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца ); на —цо (кольцо, яйцо, крыльцо ); на —цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы ).

Игра «Доскажи словечко» .

Игра «Вставь в загадки нужные слова».

Кроссворды

1. Слова, содержащие букву «Ц».

1. Что обогревает Землю?

2. Животное с ценным мехом.

3. Твердый покров черепахи.

4. Ценная бумага (документ).

5. Как называется ряд ступенек?

О т в е т ы: Солнце, песец, панцирь, акция, лестница.

1. Все слова на букву «Ц» .


О т в е т ы:

по горизонтали. 2. Центнер. 4. Царевна. 5. Цветы. 6. Цыпка. 7. Церковь. 8. Царица. 11. Цедра. 12. Цикада. 13. Царь. 14. Цеп. 15. Цветок. 16. Цикламен;

по вертикали. 1. Циновка. 2. Царапина. 3. Цветовод. 5. Цирк. 8. Целина. 9. Цыгане. 10. Царап. 11. Целлофан. 13. Цемент. 15. Цеце.

Загадки

На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыпленок.)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Сластями угощают.

(Цветы.) Г. Виеру

Желтый крошка ищет хлеба крошку.

Если встретит червяка –

Наклюет ему бока!

(Цыпленок.)

Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры.)

Белая красавица

Всем добрым людям нравится.

Когда красавица поет,

К ней крещеный люд идет.

(Церковь.)

У этой птицы

Клюв, как две спицы,

Ноги длинные, как у циркуля.

По воде она гуляет,

То и дело нос купает.

(Цапля.)

Н. Толоконников

© sumki-deluxe.ru, 2024
Женский портал моды и красоты