Уход за пожилым человеком - социальная служба. Почему пожилым людям необходимо общение? Почему пожилым людям нужна помощь

03.03.2024

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема : Почему пожилым людям нужна твоя помощь

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу к людям пожилого возраста.

Ход урока

I . Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Золотая свадьба» (музыка. Р. Паулса).

Учащиеся слушают, могут подпевать.

Праздник, праздник празднуем семьей,

Праздник, праздник свадьбы золотой.

«Горько, горько», - весело кричат

Десять правнуков и двадцать пять внучат.

Бабушка рядышком с дедушкой

Вместе поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста.

- Почему мы запели о бабушках и дедушках?

- Как вы думаете, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

II . Проверка домашнего задания.

Беседа-повторение по вопросам:

- Как в древности люди представляли возраст человека?

- Почему детство называют счастливой порой?

- Какие интересные истории, происходившие с вами в детстве, вам рассказывали взрослые?

- Слайд 1: (фотографии малышей)

Вы принесли свои альбомы с фотографиями.

Посмотрите, какими вы были маленькими.

Расскажите о каких-либо эпизодах из вашей «грудничковой», «детсадовской» жизни.

- Что необходимо для роста и развития человека?

- Для чего ребенку необходимо общение с людьми?

- Почему нужно хорошо учиться?

III . Формирование новых знаний .

Слайд 2 : (фотографии бабушек и дедушек)

1.Введение в тему урока.

- У кого из вас есть бабушки или дедушки?

- Как вы помогаете своим мамам и бабушкам?

- Какие стихотворения о бабушках или дедушках вы знаете?

2. Чтение стихотворений учащимися. Я вам загадку загадаю,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто чинит и гладит белье.

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи.

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

***

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

***

А у бабушки моей

Волосы седые.

А у бабушки моей

Руки золотые.

То печет грибной пирог,

Если день субботний.

Ни одной минуты нет

У нее свободной.

И в заботах целый день

Рук не покладая,

То на спицах вяжет шарф,

То костюм латает.

То идет стирать белье

На мостиках у брода,

То гоняет глупых кур

С грядок огорода.

Я без дела не сижу,

Помогаю тоже.

Потому, что быть хочу

На нее похожим.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

***

Много бабушке с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки надо связать,

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

Бабушка, милая, сядь, отдохни.

***

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

Как приходу гостя радовался ты!

Вижу как теперь я добрые черты...

Вижу я улыбку на лице твоем -

И морщинкам мелким нет числа на нем!

У меня есть дедушка, как зима седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

В день знакомства нашего - это не секрет -

Было мне полмесяца, а ему сто лет.

3. Чтение и обсуждение текста (учебник, с. 98).

- Когда человека считают старым?

- Что происходит с человеком?

- Какие изменения вы замечаете?

- Почему так происходит?

4. Работа в рубрике «Картинная галерея» (учебник, с. 99).

- Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

- Какое время года изображено на картине?

- Кто на ней изображен?

- Как они одеты?

- Какие у них с собой вещи?

- Какие чувства вы испытываете к ним?

- Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

- Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

Физкультминутка

Игра «Запрещенное движение».

Звучит веселая ритмичная музыка (например, И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Учащиеся стоят полукругом, учитель - в центре. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) -запретное. Учащиеся должны повторить все действия учителя, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

IV . Закрепление изученного материала.

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая - «Дедушка и внук», третья - «День рождения бабушки».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100. V . Итог урока. Учитель. Вы, наверное, слышали слова из песни:

Слайд 3 :«Молодым - везде у нас дорога,

Старикам - везде у нас почет!»

- Можете пояснить, почему так говорят?

- Только ли в почете нуждаются старики?

(Работа в группах): Представьте себе, что вы - депутаты Государственной думы.

Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

- А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Домашнее задание: выполнить задание для самостоятельной работы

на с. 100 учебника; наблюдения записать в тетрадь; ответ на вопрос доказать

примерами.

Почему нужно помогать пожилым.

В нашей стране много пожилых людей. Об этом говорят всевозможные источники и статистика, но все понятно и без цифр. По тому, как живет большая часть из них, создается впечатление, что государство вовсе не рассчитывало обеспечивать им достойную, ну или хотя бы близкую к нормальной, жизнь. Пенсия маленькая, а льгот практически не осталось. Тем, у кого есть дети и родственники, повезло больше: они не одни, есть те, кто о них позаботится. Однако много и таких, для кого самыми родными являются собака или кошка, но вряд ли их можно назвать помощниками...

Дерево сильно корнями

В последнее время мы как-то позабыли о самом главном — взаимопомощи, уважении и почитании старших, о таких чувствах, как искренность, бескорыстность, благодарность. В общем, о человеческом, вечном — о душе. Большинство людей пребывают в стремлении жить сегодняшним днем, зарабатывать много денег, не оглядываясь ни на что, думать только о своем благе. Но разве может жить дерево без корней? Безусловно, нет.

Сегодня многие благотворительные организации с большой охотой помогают детям-сиротам, брошенным, тяжелобольным, в то же время забывая о людях пожилых, нуждающихся в такой помощи в не меньшей степени. Почему так происходит? Психологи утверждают, что это так называемая боязнь старости: в сознании людей она ассоциируется с чем-то негативным. Люди не замечают проблем пожилых, чтобы сознательно отдалить себя от этой «страшной» старости. Старики это чувствуют... И это ощущение изгойства даже хуже болезни и недостатка денег. Но разве имеем мы моральное право ничего не замечать и абстрагироваться?! Нет, друзья. Мы должны помогать пожилым. Кроме нас — некому.

А почему нужно помогать?

Итак, начать необходимо с того, чтобы раз и навсегда развеять в себе сомнения о необходимости любой помощи пожилому человеку. Некоторые люди задаются вопросом: а почему вообще нужно помогать пожилым? Прежде всего удивительно, что такой вопрос возникает в принципе.

Хотя бы потому, что в России огромному количеству стариков просто некому помочь: по статистике 2012 года, четверть пожилых людей одиноки. Очень часто старость связана с болезнями, бедностью, неспособностью позаботиться о себе. И еще одна очевидная беда одиноких людей — само одиночество, недостаток внимания и обычного человеческого общения. Каждый из нас может чем-то помочь, а всего лишь одна улыбка пожилого человека — это уже так много! Мы составили небольшую инструкцию для тех, кто хотел бы помочь, но не знает, с чего начать.

Как можно помочь

Однако можно ведь оказать и самую простую, но столь необходимую помощь, которая будет заключаться во внимании к человеку. К примеру, начать переписку с людьми, живущими в домах для престарелых. На первый взгляд кажется, что это очень просто и не так уж важно, но на самом деле все иначе. Да, отправить одно письмо, поддавшись сиюминутному порыву альтруизма, нетрудно, куда сложнее постоянно поддерживать переписку с незнакомым человеком. Найти информацию о подобных домах легко: она находится в свободном доступе в Интернете.

О чем общаться?

Да абсолютно обо всем. Начните просто рассказывать о себе: кто вы, чем занимаетесь и увлекаетесь, какую музыку слушаете, какие книги читаете. Поинтересуйтесь о вкусах и пристрастиях своего собеседника. Обратитесь к его опыту и мудрости, спросите совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И пусть вы не очень внимательно прислушаетесь к его рекомендациям, но пожилому человеку будет крайне приятно почувствовать себя нужным. Психологи рекомендуют приложить к первому письму свою фотографию.

Однако оставим в стороне письма. Посмотрите на улицу, во двор своего дома. Наверняка на лавочке вы увидите скучающего пенсионера. Подойдите к нему, просто поздоровайтесь, поговорите о том о сем, выслушайте его. Поверьте, для него это станет хорошим воспоминанием прошедшего дня.

О чем говорить нельзя

Запомните главное правило: лучшее — враг хорошего, или, иначе, не навреди. Безусловно, есть темы, которые лучше не затрагивать. Каких-то особых рекомендаций в данном вопросе нет. Просто необходимо слушать свое сердце и руководствоваться культурой, уважением и чувством такта. К примеру, если человек недавно потерял вторую половинку, не стоит постоянно рассказывать ему о своей счастливой любви. Он, безусловно, порадуется за вас, однако досада и горечь утраты возьмут верх.

Если вы возьметесь за переписку, имейте в виду, что вам далеко не всегда будут отвечать: многим пожилым людям тяжело писать.

Активная помощь

Если рассуждения, общение и написание писем вам не по нраву или вы попросту не имеете времени на это, есть и иные варианты оказания помощи пожилым людям. К примеру, можно связаться с профильными фондами, стать волонтером. Всегда нужны те, кто готов разговаривать со стариками, петь для них под гитару, вывозить на прогулку (многие не могут ходить и поэтому не бывают на улице годами) или просто водить машину. Самое главное — хотеть помогать, а уж дело вам непременно найдется.

Опять же, возвращаясь к тому, что и кто нас окружает. Сделать доброе дело для пожилого человека гораздо проще, чем кажется. Как бы банально это ни звучало, но от помощи в покупке продуктов и доставке их до квартиры вряд ли кто-то откажется. Прибраться в квартире? Будут очень благодарны! Помочь добраться до памятников и тех мест, до которых сами они дойти не в состоянии, тоже благое дело. В общем, если захотеть — найти область применения своей искренности можно всегда.

Хочу помочь деньгами

Допустим, у вас нет времени ни на дела, ни даже на беседы, но помочь вы хотите и возможность такую имеете. Что делать и куда, собственно, жертвовать средства?

Прежде всего можно перечислить деньги тем же профильным организациям и фондам, реквизиты которых без труда найдете в Интернете. У них есть разные формы для перевода средств, так что это будет делом пяти минут. Какому бы фонду вы ни перечисляли деньги, помните: лучше жертвовать скромные суммы (буквально по 100 рублей), но регулярно. Тогда благотворители смогут планировать свой бюджет, а помощь станет постоянной.

Между тем многих из нас не покидает сомнение, что отправленные деньги не дойдут до адресатов. Уж больно время сегодня такое — не подкрепленное моральными принципами. Что можно сделать? Помочь продуктами, вещами, необходимыми пожилым людям товарами.

Что касается сомнений по поводу принимающих благотворительность организаций, то прежде чем отправлять какие-то суммы, почитайте, как понять, доверять ли той или иной компании. Общее и самое главное правило такое: все должно быть прозрачно.

Теперь о необходимых вещах: во многих учреждениях не хватает пеленок, лекарств, подгузников, средств гигиены и прочего. А уж постельное белье чаще всего настолько застиранное, что лежать на нем неприятно. Полные списки нужных вещей также есть почти на всех сайтах, занимающихся благотворительностью.

Вместо послесловия

К сожалению, так сложилось, что в нашей стране самой незащищенной группой граждан сегодня являются старики — особенно одинокие, немощные, тяжелобольные. Уважение к ним, пожалуй, один из главнейших принципов человечности и морали. Поэтому очень важно не отворачиваться от их проблем, не закрывать глаза, а помогать — всецело и бескорыстно. Вам воздастся, не сомневайтесь. То, что является мелочью для нас, становится большой ценностью для стариков. И ведь требуется совсем немного — быть чуточку внимательнее, добрее, благороднее. Это просто. Но очень важно.

Таша Бережная.

Тема урока:

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель: Харрасова Наиля Индусовна

Класс:

4 класс

Предмет:

Окружающий мир

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения ).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Эпиграф к уроку:

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я очень рада знакомству с вами. И очень надеюсь, что это будет взаимно. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

  1. Введение Звучит музыка песни «Голубой вагон» (музыка. Р. Паулса).

Учитель читает стих.

Постарели мои старики

Незаметно как это бывает

И уже с чьей-то легкой руки

Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

Для меня нет дороже сердец,

Чем сердца этих двух стариков.

– Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

Ответы уч-ся

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людей пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.

II. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

– У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите оба руки.

Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.

Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер)на высоту 227 (расстояние с азн до наб челнов и обратно)километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и татарского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам.

Ребята, как мы должны относиться к старым людям.

Ответы уч-ся:

Молодцы. А еще я хочу добавить, что:

Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.

А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?.

Ответы уч-ся:

Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия –пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки , ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.

III. 1.Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался …

2.Проверка первичного восприятия текста.

Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

3.Определение поучения рассказа

Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

IV. А теперь, ребята, давайте поработаем с карточками.

У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.

Молодой работает …. старый ум дает.

У молодых дерзанье……. у стариков опыт

Физкультминутка

V. Чтение стихотворений учащимися.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

4. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)

– Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

– Какое время года изображено на картине?

– Кто на ней изображен?

– Как они одеты?

– Какие у них с собой вещи?

– Какие чувства вы испытываете к ним?

– Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить

– Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая – «Дедушка и внук мастерят стул», третья – « ».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100.

V. Итог урока.

Учитель.

– А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

#ЩедрыйВторник - возможность сделать что-то существенное для разных людей. К счастью, в последнее время становится все больше тех, кто готов помогать не только детям, но и пожилым людям.

Мы разработали специальную инструкцию, как можно помочь одиноким пожилым людям с наибольшей пользой для них.

Почему нужно помогать?

Помощь пожилым - не самая популярная сфера благотворительности, часто про них начинают думать в основном на 9 Мая и на Новый год. Люди привозят или передают подарки и снова забывают о стариках. Но главное противоречие заключается в том, что даже при наличии материальных трудностей, бабушкам и дедушкам больше всего нужны не подарки и вещи, а постоянное внимание и участие.

В особенности помощь нужна одиноким маломобильным пожилым людям и тем, кто живет в домах престарелых.

Помощь в домах престарелых

Дома престарелых - это неизбежное явление: кто-то остался без родственников, ослаб и не может себя обслуживать, у кого-то родные уехали в другой город, у третьих родные есть, но нет достаточной жилплощади и возможности ухаживать за пожилыми людьми. Что такое жизнь в казенном учреждении за счет государства? Это крыша над головой, завтрак-обед-ужин и чужой халат после общей стирки.

Старики, проживающие в домах-интернатах, не просто остаются за бортом жизни, они перестают существовать для внешнего мира. Они живут где-то там, часто забытые, одинокие и совсем лишенные внимания. Всего в России более 2000 домов престарелых и учреждений, где живут больше 10 000 одиноких стариков.

Главные проблемы пожилого человека в доме престарелых - это одиночество, отсутствие личного пространства и абсолютное свободное время, которое нечем занять. У ходячих есть возможность выйти в холл к телевизору или в магазин, погулять по территории. Лежачие вынуждены лежать и, если повезет, слушать радио или телевизор, - у кого они в палате есть. Посещает их только санитарка, которая приносит еду и чаще всего молча и торопливо кормит с ложки, потому что у нее еще 30 человек на очереди.

Конечно, в доме престарелых не запрещены хобби и увлечения, и среди бабушек и дедушек встречаются настоящие умельцы. Только кто же, например, купит бабушке пряжу? И на что, если 75% ее пенсии идет интернату, а на оставшуюся часть хочется приобрести вкусненького. Или же этот остаток денег вовсе может быть отдан санитаркам - за дополнительные услуги, вроде лишней смены подгузника или похода в магазин.

Помощь пожилым людям на дому

Многие пожилые люди, живущие дома, также нуждаются в помощи - по хозяйству, медицинском уходе и т. п. Им необходимо внимание и общение. Но в этом случае возникает ряд сложностей. Первая - это найти контакты и установить доступ в квартиру. Никакие службы по закону о персональных данных никогда не дают адреса и телефоны пожилых людей.

Если все-таки удалось познакомиться с дедушкой или бабушкой и начать помогать, то семья может с опаской и недоверием отнестись к человеку, который почему-то стал приходить к их пожилому родственнику. К сожалению, далеко не всегда эти опасения напрасны, тем более при широком распространении мошеннических схем.

Кроме того, пожилому человеку может показаться, что после визита волонтера в доме что-то пропало, и тогда у волонтера могут быть проблемы - он никак не защищен от таких ситуаций. Во время визита пожилому человеку может стать плохо. То есть волонтер должен быть подготовлен ко многим ситуациям.

Таким образом, если речь идет о человеке, проживающем дома, организовать постоянную помощь очень сложно, требуется подготовка волонтера, контакт с социальными службами (большинство пожилых людей, проживающих дома, при необходимости получают услуги социального работника), регулирование отношений «волонтер - подопечный» каким-то договором. Безусловно, это может сделать только организация, с опытом работы. Например, сеть оказания помощи пожилым людям развита в организации «Красный крест».

Что необходимо в первую очередь?

  • Пожилым важно личное внимание, забота и уважение, творческая занятость

Одна из самых больших проблем пожилых в домах престарелых - это апатия и безразличие к окружающей действительности, вплоть до «потери личности», когда пожилые люди отвечают «что скажут, то и будем делать» и спокойно воспринимают отсутствие замков на дверях, грубое обхождение с собой и плохие материальные условия.

Для персонала люди, за которыми ежедневно приходится убирать, обладающие, к тому же, своими «чудинками» и капризами, тоже теряют свою индивидуальность, а вкупе с усталостью, вызывают порой и пренебрежение. По штату в интернате может быть 2–3 санитарки на 50 лежачих человек, и у персонала физически не хватает сил на общение и внимание. Вот и получается, что у человека нет личного пространства, он зависим, и его потребностями никто не интересуется.

Пожилые люди часто уходят в себя и достаточно скоро теряют мотивацию что-либо делать вообще. Чтобы избежать этого и вернуть им интерес к жизни и ощущение себя личностями, необходимо общение, комфортные условия, должный уход. Поэтому так важно общаться с бабушками и дедушками, давать им возможность почувствовать уважение к себе.

Особенно важно давать проживающим в интернате возможность творчества и проявления себя, заставлять работать их мозг, потому что после стольких лет вынужденного безделья старики отвыкают от необходимости думать и делать что-либо. Например, фонд «Старость в радость» нанимает культоргов и арт-терапевтов для занятий с пожилыми людьми, которые сначала сопротивляются, а потом начинают увлеченно творить, готовиться к новым занятиям и представлять свои произведения на выставках.

Пожилые люди, живущие самостоятельно, также нуждаются в общении и творческой активности. Благотворительные организации, оказывающие им помощь, вовлекают их в различные креативные и интеллектуальные занятия.

  • Материальные и бытовые проблемы

Условия, в которых живут люди в интернатах, далеки от комфортных. Многие дома престарелых, прежде всего в регионах, зачастую находятся практически в аварийном состоянии. Интерьер учреждений очень далек от наших представлений об уюте - казенные стены, покрашенные краской, неотремонтированные санузлы, заросший двор, а также еще 3–4 соседа по палате. Поэтому любые крупицы внимания и заботы для этих людей - настоящая радость и счастье. У пожилых людей, живущих самостоятельно, в особенности в небольших городах или сельской местности, есть материальные и бытовые проблемы, которые можно помочь решить. Например, часто пожилым людям нужна помощь в обеспечении ежедневных потребностей - почистить двор, принести воды, убрать в квартире/доме.

Как можно помочь?

Чтобы помочь эффективно, не навредить и не обрести сложностей и проблем, нужно присоединяться к опытным организациям или группам. Или начать помогать хорошо знакомому человеку, соседу.

Вы можете:

1. Регулярно, а не только на праздники оказывать внимание и помогать какому-то пожилому человеку.

  • Поехать навестить бабушек и дедушек в доме престарелых. Каждые выходные можно присоединиться к волонтерской поездке, принять участие в концерте, попеть песни, привезти сладкие подарки и поднять бабушкам-дедушкам настроение.
  • Стать «внуком по переписке». Ведь многие старики одиноки, а открытки и письма становятся настоящими ниточками, связывающими совершенно незнакомых людей из разных уголков света.

2. Помогать с покупкой предметов первой необходимости (продукты, лекарства, средства по уходу для лежачих) или помогать с уборкой дома, готовкой и пр.

  • Приобрести нужные вещи, которые волонтеры смогут отвезти в дома-интернаты или передать нуждающимся:
    - для домов-интернатов: памперсы, предметы индивидуального ухода, средства реабилитации и пр.), медицинская техника;
    - для проживающих дома список формируется в каждой конкретной ситуации по запросу.
  • Съездить в дальнюю деревню, привезти одиноким старикам продукты, собрать средства и закупить дрова на зиму.
  • Отправить продуктовую посылку малоимущим старикам, живущим в деревне, т. к. в регионах пенсия порой минимальная, и одинокие бабушки и дедушки, живущие в своих домах, порой находятся за гранью нищеты. Например, сообщество http://together.ru/ предлагает разнообразные инициативы для тех, кто хочет адресно помогать пожилым людям. Это и сбор продуктовых посылок, ремонт и уборка дома и пр. Эти инициативы работают по запросу, «сарафанному радио» или в сотрудничестве с органами социальной защиты.
  • Можно примкнуть к акции «Подари дрова»

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения ).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Эпиграф к уроку:

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

    Введение Звучит музыка песни «Дорогие Мои Старики»

Учитель читает стих.

Постарели мои старики

Незаметно как это бывает

И уже с чьей-то легкой руки

Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

Для меня нет дороже сердец,

Чем сердца этих двух стариков.

Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

Ответы уч-ся

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.

III . Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите обе руки.

Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.

Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер) на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и казахского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. А сейчас послушайте сообщение Жанаевой Аиды об отношении к пожилым людям в традициях казахского народа.

Пожилым людям в Казахстане оказывалось глубокое уважение и почет: никто не имел права противоречить старшим, их требования выполнялись беспрекословно.. Самые близкие и родные люди для любого человека это конечно – «Ата-Ана» (родители). Аке (отец) всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Его слово было законом для всей семьи. «Ана» (мать, ее так же называют «Шеше») в любых мало-мальски значимых ситуациях советовалась с мужем или оставляла вопрос для его решения. Как вы заметили словом «Ата» называют как дедушку, так и отца. Это потому, что ребенка мог воспитать как родной отец, так и дедушка. Балалар» (дети) в казахской семье воспитывались в атмосфере любви и уважения, им внушалась проявлять уважение к родителям и другим членам семьи . «Жаксы бала акесынын басын торге суйрейды, жаман бала – босагага суйрейды» (хороший ребенок отца возвышает, плохой – принижает) говорит казахская пословица. И действительно, как бы не был плох родитель, ребенок должен чтить и уважать его(ее), в противном случае, плох будет сам ребенок. Всякий человек должен стремиться получить «Бата» (благословление) от родителей и других старших родственников и уважаемых людей. «Бата» произноситься в сопровождении жеста «Кол жаю» (букв.Растелить руку). Кисти рук складываются вместе перед лицом, раскрытыми ладонями вверх. После произнесения пожелания дающий «Бата» говорит «Аллаху Акбар» (Слава Аллаху) или «Аминь» (с араб.Конец) и ладонями проводит по своему лицу.

Конечно, любой родитель даст благословление своему ребенку, но здесь речь идет о заслуженной благодарности от доживающего свой век старца. Дать достойно прожить старость, с честью и уважением, с почетом проводить в последний путь – это, безусловно, нелегкая задача для содержащего их сына с невесткой. Но, выполнив искреннее свой сыновний долг, человек обретет большой почет и уважение, как среди родных, так и окружающих людей, соседей и знакомых. Так и говорят впоследствии про такого человека, что он получил при жизни от предков «Бата».

Обратный случай, когда глупый и дурной человек заслужил только проклятия. Тогда случается родитель в порыве гнева дает ему «Терic бата» (букв. благословление наоборот). Это проклятие в сердцах произноситься со сложенными вместе кистями рук, только в отличии от жеста «Кол жаю», тыльной стороной ладоней вверх.

После смерти предков вспоминают, называя их «Аруак» (Душа предка). «Олi риза болмай, тiрi байымайды» (Пока умерший не получит почет, живой не разбогатеет) – говорит еще одна казахская пословица.

Периодически казахи устраивают поминки по умершим предкам. Приглашаются гости – родные и близкие люди, соседи и знакомые. После угощения читаются суры из Корана. Для данного действа приглашается мулла или молитву читает кто-нибудь умеющий это делать. Чтение Корана завершается обрядом «Бата беру» с жестом «Кол жаю». Так собравшиеся благословляют хозяина дома за поминовение предков, желают ему здоровья и успехов в жизни.

Белкотерер

Угощение для пожилых. Так называется специальное угощение для пожилых, которые нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовят и приносят дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой окружающих, пожилые выражают свою признательность в "бата" (благопожелание). Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях. "Белкотерер" готовится и для выздоравливающих после тяжелой болезни.

Ребята, как мы должны относиться к старым людям.

Ответы уч-ся:

Молодцы. А еще я хочу добавить, что:

Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.

А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?

Ответы уч-ся:

Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия - пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки , ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. И у нас в Новоузенске есть такие центры социального обслуживания населения, в котором работают социальные работники, в ЦСОН есть группы для пожилых по интересам. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.

2.Работа с рассказом рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

1.Проверка первичного восприятия текста.

Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

2.Определение поучения рассказа

Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

IV . Работа с карточками.

А теперь, ребята, давайте поработаем с карточками.

У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.

Молодой работает …. старый ум дает.

У молодых дерзанье……. у стариков опыт

Физкультминутка

В любом путешествии есть привал – отдых. Давайте и мы с вами отдохнём, выполним физкультминутку.

V . Чтение стихотворений учащимися.

Прочитайте стихотворения о бабушках и дедушках, которые вы подготовили дома.

Про бабушку и дедушку

Опять те же самые мысли,

И как они там не устали?

Они в голове зависли:

Когда-нибудь буду старым

А как это? Неприятно?

Мне страшно и непонятно…

А дедушка с бабушкой наши?

Наверно им тоже страшно?

Но дедушка с бабушкой добрые,

И ходят, всегда улыбаются,

И ходят – всё время бодрые,

Ремонтом вовсю занимаются:

И окна, и пол покрашены,

И новая дверь в прихожей…

Значит, быть старым не страшно!

Значит, быть старым можно!

Бабушка

Старенькую бабушку очень я люблю!

Я для милой бабушки денег накоплю.

Пенсия у бабушки очень уж мала.

Я хочу, чтоб бабушка хорошо жила.

Сэкономлю денежки я на эскимо,

Не пойду с приятелем я смотреть кино.

Чтоб не знала бабушка ни забот, ни бед,

Я могу не завтракать и не есть конфет.

Буду чай без сахара по утрам глотать,

Чтоб копилку полную побыстрей набрать.

Буду я для бабушки денежки копить,

Чтоб смогла мне бабушка РОЛИКИ купить!

(Т. Лаврова)

Дедушке

Ты самый лучший дедушка,

И я тобой горжусь!

Мечтами и надеждами

Всегда с тобой делюсь!

Ценю твои советы я,

И мудрость, и участье.

Желаю долголетия,

Здоровья, сил и счастья.

Берегите старых людей

Для весенних весёлых ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них – гул атак,

Годы тяжких трудов и битв…

Но у старости – ломок шаг

И неровен дыханья ритм.

Но у старости – силы не те.

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

VI. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)

Рассмотрите картину В.М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

Какое время года изображено?

(Зима)

Кто на ней изображен?

(Бедные старики, которые уныло бредут по замерзшей Неве в поисках дешевой квартиры)

Как они одеты? Какие у них с собой вещи?

(Одеты бедно. У них небольшие пожитки, собранные в узел).

Какие чувства вы испытываете к ним?

(Жалость, сострадание).

Как вы думаете, подходят ли к этой картине слова: старость, бедность, немощность?

(Да)

Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

(Нет денег, чтобы заплатить за квартиру).

Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить

Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

VII . Итог урока.

Учитель.

А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Послушайте стихотворение

ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ»

Не жалейте добрых слов привета

Для больных, усталых стариков.

Что бы их душа была согрета,

Им не надо слишком много слов.

Иногда достаточно улыбки,

Или просто взгляда добрых глаз,

Что бы мир их сумрачный и зыбкий

Озарился радостью тот час.

Вы не допускайте им в печали

Опускаться горестно в постель,

Эти руки некогда качали

Безотказно вашу колыбель.

Будьте им надежным, верным другом.

Пусть их ваша не страшит беда,

Жутко ведь, когда глядят с испугом

Вам в лицо любимые глаза.

Те глаза, которые с тревогой

Вглядывались в детское лицо,

Или, провожая вас в дорогу,

Вслед глядели, выйдя на крыльцо.

Те глаза, которые украдкой

Прятали надежду, как в бреду

Плакали над детскою кроваткой,

Отведя нависшую беду.

Самое нелепое на свете,

Самая ужасная беда -

Когда старость обижают дети,

Позабыв о прошлом навсегда!

Но о прошлом этом забывая,

Вспоминайте все же каждый раз:

Старость - беспощадная, лихая,

Впереди у каждого из нас!

(Проявлять нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли им помощь).

VIII .РЕФЛЕКСИЯ. «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они клеят смайлики (своё настроение) и прикрепляют на ёлочку.

IX .Домашнее задание:

1.-Представьте себе, что вы депутаты Госдумы. Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

2. А еще к следующему уроку попробуйте найти значение слов «доброта», «справедливость»

Приложение 1.

© sumki-deluxe.ru, 2024
Женский портал моды и красоты